Сертификат на страже безопасности
14 июля 2014 0:00
Речь пойдёт о табличках оранжевого цвета с международными кодами, которые должны размещаться спереди и сзади (иногда и сбоку) автомобиля. В просторечии – таблички «опасный груз».
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что может плескаться в огромной цистерне без надписей, которая несется рядом с вашим автомобилем по шоссе? Или, какую тайну хранит в себе сумрачного вида фургон цвета камуфляжа, остановившийся на светофоре впереди? Что там у них внутри – простая нитрокраска, аммиак, фенол, зенитные ракеты или баллоны с зарином? В любом случае всё это называется опасным грузом.
Надо сказать, что в СССР и поначалу в его наследнице - России к вопросу перевозки опасных грузов относились легко и непринужденно. Бензин и солярка доставлялись куда положено в неказистых цистернах с надписью «ОГНЕОПАСНО» на боковине. Еще у них сзади обязательно, звеня, волочилась по дороге цепь для сброса статического электричества, а искрящий глушитель от греха подальше был выведен под передний бампер. Никаких больше признаков того, что груз опасен не было. Что-нибудь особо едкое или ядовитое перевозилось точно так же, но только с самодельной кривой трафаретной надписью: «ОСТОРОЖНО - СЕРНАЯ КИСЛОТА!» или «ВНИМАНИЕ - ЯД!».
И только уж самые что ни на есть опасные грузы типа боеприпасов или радиоактивных материалов следовали к месту назначения под охраной ГАИ, ВАИ и прочих соответствующих компетентных сил с непременными огнями и сиренами, чаще в составе колонны, путь перед которой предварительно безжалостно расчищался от встречных и поперечных.
Потом в ПДД и на машинах (на бамперах спереди) появились таблички с цифрами и символами. Стали устанавливаться оранжевые мигалки на крышах кабин самих грузовиков.
Наконец, в Российской Федерации было принято Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272, согласно которому, с 15 апреля 2012 г. перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения от 30 сентября 1957 г. о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ или по французски: ADR – Accord europeen relatif au transport international des marchandises Dangereuses par Route).
Требования по условиям перевозок зашифрованы в виде буквенно-цифровых кодов, включающих в общей сложности почти три тысячи наименований опасных грузов. Одновременно, эти требования накладывают обязанности на всех участников транспортировки, обработки и хранения опасных грузов. В частности, в обязанности перевозчика, согласно ДОПОГ, помимо прочего входит: …удостовериться в том, что нанесены знаки опасности и маркировка, предписанные для транспортных средств;…
К табличкам опасного груза предъявляются строгие требования по светоотражению, то есть хорошей читаемости ночью, в дождь, в туман и снегопад. Это очень важно, поскольку сразу заставляет чересчур уверенных в себе участников движения держаться от данного транспорта подальше и не мешать его движению. В то же время табличка не должна ослеплять отражённым светом ни встречного, ни догоняющего. Её размер, цвет и шрифт должны быть строго определёнными, в частности, чтобы её нельзя было принять за номерной знак или свет фонаря-указателя поворота, который, как известно, тоже оранжевый. Мало того, она должна сохранять «читабельность», побывав, не приведи Господи, в пламени пожара целых 15 минут (!). Дабы пожарные и спасатели сразу смогли разобраться, что горело, нет ли опасности отравления людей, заражения окружающего пейзажа и как действовать дальше. В 2013 году требования ДОПОГ к этим табличкам были обновлены.
И тут мы возвращаемся в российские реалии. Таблички – строго обязательны, но их сертификация пока – добровольная. То есть, обязательной нет. Всё что в России надо делать добровольно, естественно, никогда никем не исполнялось. Короче говоря, таблички эти стали клепать, кто попало, где попало, и как попало. Из подручных материалов, не стойких к коррозии и без светоотражающей плёнки, чуть ли не из фанеры…
С одной стороны – правила вроде никто не нарушает. А с другой – это всё равно, что ездить на мотоцикле в шлеме из папье-маше!
И вот ещё, такой момент. Да, законы на территории нашей страны славятся своей плохой соблюдаемостью, а наказание – то исполняется «на полную», то, вообще, не исполняется никак. Но тут всё зависит от ситуации и желания правоохранителей. Так, в случае серьёзной аварии с тяжкими последствиями, нечитаемость таблички и её несоответствие другим стандартным требованиям может стать отягчающим для перевозчика фактором.
Выход один – устанавливать на автомобили только сертифицированные изделия, а при их приобретении обязательно требовать добровольный сертификат соответствия ДОПОГ, и не какой-нибудь, а именно 2013 года (год обновления).
Счастливых вам рейсов!