Маркировка и комплектация ТС по ДОПОГ
Международная перевозка опасных грузов автомобильным транспортом регулируется международными правилами и строго охраняется.
Страны, подписавшие Европейское соглашение о дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), обязуются соблюдать данные правила на территории своей страны и территории стран участниц. Каждая страна реализует конкретные меры по обеспечению исполнения требований Соглашения и обеспечения безопасности на дорогах в соответствии со своим законодательством. В России чувство ответственности перевозчикам за несоответствие правилам перевозки внушают штрафы до 400 тр (!) для юр. лиц, и гарантируют, что такой транспорт не пройдет технический осмотр. Есть еще немаловажный момент: транспорт, перевозящий опасные грузы, может пересекать границы ЕС только в случаи, если его комплектация и маркировка соответствуют требованиям международного соглашения.
ДОПОГ устанавливает требования к классификации, упаковке, маркировке, а также сертификации опасных грузов. Правила едины и распространяются на все страны, подписавшие Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов на Женевской конвенции в 1968 году. Вышеперечисленные требования изложены в Приложении А настоящего соглашения, а требования к транспортным средствам, непосредственно, предъявлены в Приложении В ДОПОГ. Водители, для всех транспортных средств, в том числе с полной массой менее 3,5 тонн, должны иметь свидетельство о подготовке по ДОПОГ. Есть исключения для водителей, которые перевозят грузы в ограниченных количествах.
Каждая страна оставляет за собой право вводить дополнительные правила для всех сторон, вовлеченных в перевозку опасных грузов, в случаи, если эти правила не противоречат основному своду правил - ДОПОГ. Все стороны, вовлеченные в перевозку опасных грузов, обязаны действовать в соответствии с этими правилами. Обязанности сторон распределяются в соответствии с их задачами, и каждый несет свою часть ответственности за безопасность на дорогах.
Грузоотправители (производители, импортеры или дистрибьюторы) отвечают за:
- упаковка и маркировка опасных грузов;
- предоставление соответствующих документов на опасные грузы;
- предоставление инструкции для экипажа транспортной единицы, в рамках которой должен действовать экипаж в случаи аварии, либо чрезвычайной ситуации.
Погрузчики несут ответственность за:
- проверку упаковки и маркировки с целью выявления очевидных дефектов; - подготовка плана загрузки контейнера или транспортного средства;
- разделения несовместимых опасных грузов, если таки перевозятся на транспортной единице;
- исполнение специальных инструкций по заполнению документов на загружаемые опасные грузы;
- размещение маркировки на транспортное средство или грузовой контейнер, в соответствии с требованиями правил;
- закрепления груза в автомобиле или грузовом контейнере;
Водители и/или операторы транспортных средств несут ответственность за:
- размещение маркировки на транспортное средство, в соответствии с требованиями правил;
- наличие соответствующих документов на транспортном средстве;
- хранение документов в доступном и безопасном месте для должностного лица либо служб экстренной помощи;
- контроль и составление расписания, плана нагрузки и количества;
- безопасность груза;
- соблюдение времени парковки;
- остановки на железнодорожных переездах
- наличие письменной инструкции с описанием мер, принимаемых в случаи аварии или чрезвычайной ситуации;
- наличие знаний, характерных перевозимых для товаров;
- наличие свидетельства о подготовке по ДОПОГ.
- весь процесс: от подготовки к перевозке опасных грузов до разгрузочных работ.
- надежную транспортировку опасных грузов и соблюдение правил;
- прекращения перевозок, если упаковка протекает;
- передачу всех документов на опасные грузы следующему лицу, ответственному за транспортировку, обработку или переработку товара.
Какими предметами снаряжения для общей и индивидуальной защиты в соответствии с ДОПОГ должна быть снаряжена каждая транспортная еденица перевозящая опасный груз:
Пожарная безопасность:
Для всех видов транспортных средств количество и емкость огнетушителей, напрямую зависит от массы транспортной единицы:
Кроме этого, на транспортном средстве перевозящем опасные грузы, должен находится один переносной огнетушитель для тушения пожаров класса А, В, С с минимальной ёмкостью 2 кг сухого порошка.
Огнетушители должны быть установлены таким образом, чтобы в любое время были легкодоступны для экипажа и защищены от воздействия погодных условий. Для перевозки огнетушителей идеально подходят пеналы (ящики) для огнетушителей. Материал, из которого выполнен пенал, должен быть устойчив к высоким и низким температурам.
*ДОПОГ 8.1.4 Противопожарное оборудование
Противооткатные башмаки Каждое транспортное средство с опасными грузами, находящееся на стоянке должно быть поставлено на стояночный тормоз. Транспорт не оснащенный тормозной системой, должны удерживаться посредством минимум одного противооткатного упора. Размер упора должен соответствовать максимальной массе транспорта и диаметру колес.
*ДОПОГ 8.3.7 Использование стояночных тормозов и противооткатных башмаков, ДОПОГ 8.1.5.2
Комплект ADR
Каждая транспортная единица, перевозящая опасные грузы должна быть снабжена сумками ADR (комплектами ADR). Комплекты собираются специалистами в соответствии со списком, приведенным в пункте 8.1.5 ДОПОГ. Это средства индивидуальной защиты и прочее оборудование, укомплектованные в удобные сумки. Содержимое комплектов зависит от класса опасности перевозимых веществ. Комплект абсолютно безопасен. Все содержимое искробезопасное и не несет патенциальной опасности.
*ДОПОГ 8.1.5 Прочее оборудование и средства индивидуальной защиты
Предупреждающие/запрещающие знаки с собственной опорой ОПАСНОСТЬ
Каждая транспортная единица, перевозящая опасные грузы должна быть оборудована двумя предупреждающими знаками с собственной опорой. Знаки на металлической основе с собственной опорой "ОПАСНОСТЬ" (DANGER) используются как запрещающий/предупреждающий знак для обозначения места аварии. Выставляется спереди и сзади транспортного средства на расстоянии 50 м.
*ДОПОГ 8.1.5 Прочее оборудование и средства индивидуальной защиты
Маячок проблесковый
Проблесковый маячок устанавливается и включается на транспортном средстве, если на борту перевозятся взрывчатые, легковоспламеняющихся, радиоактивные вещества и ядовитых вещества высокой степени опасности.
Примеры комплектации транспорта
1. MEMU - Смесительно-зарядная машина MEMU
Транспортные средства общего назначения могут перевозить только небольшое количество взрывчатых веществ и изделий класса 1. Взрывчатые вещества и изделия класса 1 перевозятся специализированными транспортными средствами, конструкция которых исключает возможность возникновения воздействий на перевозимое вещество в обычных условиях перевозки, которые могли бы спровоцировать взрыв. Специализированные транспортные средства, к которым относится смесительно-зарядные машины.
Некоторые изделия класса 1 не могут перевозиться транспортом общего назначения. Кроме взрывчатых веществ и изделий класса 1, смесительно-зарядные машины могут перевозить вещества классов 3, 5.1, 6.1, 8 в соответствии с требованиями отдельных пунктов ДОПОГ. В случае класса 1, если в специальных отделениях MEMU перевозяться две и более групп совместимости, размещается оранжевая табличка "опасный груз" соответствующая наиболее опасному подклассу в приведенном ниже порядке от наиболее опасного к наимение опасному: 1.5, 1.2, 1.3, 1.6, 1.4.
При перевозке подкласса 1.5 D вместе с веществами и изделиями подкласса 1.2 на транспортной единице должны быть установлены знаки опасности (ромбы) 1. Знаки опасности (ромбы) должны быть размещены по обеим сторонам MEMU и сзади.
В случае, если секций несколько и в каждой из них перевозится вещество, то знаки опасности и таблички "опасный груз" (таблички ДОПОГ) должны быть размещены в месте расположения каждой секции с обеих сторон. Сзади транспортного средства должны быть размещены по одному знаку опасности каждого образца, которые размещены по бокам на каждой секции. Спереди и сзади должны быть размещены оранжевые таблички "опасный груз" нового образца без номера ООН (пустые), которые будут сигнализировать о наличии нескольких опасных веществ на борту транспортной единицы. Однако в случаи, если в секциях перевозится одно вещество, то спереди и сзади устанавливается знак опасности, соответствующий веществу и табличка ДОПОГ с номером и кодом оон вещества. В случае, если смесительно - зарядная машина перевозит вещества класса 1 за исключением подкласса 1.4, группа совместимости S, знаки опасный груз должны быть прикреплены в месте расположения секции с обеих сторон и сзади транспортного средства.
2. Бензовоз
Бензовозы перевозящие одно опасное вещество, например бензин моторный, должны иметь знаки опасности (ромбы) которые должны быть размещены по обеим сторонам и сзади транспортного средства и соответствовать классу вещества. Спереди и сзади должны быть размещены оранжевые таблички "опасный груз" нового образца с номером ООН перевозимого вещества. Наряду со знаком опасности и табличкой ДОПОГ на боковые стороны и сзади транспортного средства должен быть размещен маркировочный знак "Вещество опасное для окружающей среды".
3. Бензовоз с несколькими секциями
Вариант-1
Транспортные единицы с одной и более секциями, в которых перевозятся вещества с номером ООН: 1202, 1203, 1223, или авиационное топливо отнесенное к номеру ООН: 1268, 1863 и никакое другое вещество не перевозится, то в этом случаи необязательно размещать таблички "опасный груз" для каждого вещества в месте расположения секции, а крепить таблички ДОПОГ спереди и сзади транспортного средства с номером ООН предписанным для наиболее опасного вещества из перевозимых веществ. Должны быть размещены знаки опасности (ромбы), которые должны быть размещены по обеим сторонам и сзади транспортного средства и соответствовать классу вещества. Наряду со знаком опасности и табличкой "опасный груз" на боковые стороны и сзади транспортного средства должен быть размещен маркировочный знак "Вещество опасное для окружающей среды".
Вариант-2
В случае, если несколькосекционное транспортное средство перевозит разные виды ОГ, то знаки опасности и таблички "опасный груз" должны быть размещены в месте расположения каждой секции. Сзади транспортного средства должны быть размещены по одному знаку опасности каждого образца, которые размещены по бокам на каждой секции. Спереди и сзади должны быть размещены оранжевые таблички "опасный груз" нового образца без номера оон (пустые), которые будут сигнализировать о наличии нескольких опасных веществ на борту транспортной единицы. Однако в случаи, если в секциях перевозиться одно и то же вещество или как в случаи Вариант-1, то спереди и сзади устанавливается знак опасности, соответствующий веществу и табличка ДОПОГ с номером и кодом оон вещества. В случаи Вариант-1 можно маркировать транспортное средство по аналогии с Вариантом-2. Наряду со знаком опасности и табличкой "опасный груз", на обе боковые стороны и сзади транспортного средства должен быть размещен маркировочный знак "Вещество опасное для окружающей среды".
Маркировочный знак веществ опасных для окружающей среды
Знак не является знаком определяющим класс или подкласс вещества, наряду с маркировочным знаком "Вещество, перевозимое при повышенной температуре". Это маркировочный знак, для жидких или твердых веществ - загрязнителей водной среды, а также растворов и смесей этих веществ.
Основными элементами классификации веществ, опасных для окружающей среды, являются:- острая токсичность в водной среде;
- способность к биологической аккумуляции или фактическая биологическая аккумуляция;
- разложение (биологическое или небиологическое) применительно к органическим химическим веществам;
- хроническая токсичность в водной среде.
Позиции перечня опасных грузов с номерами ООН:
№ ООН 3077 Вещество, опасное для окружающей среды, твердое, н. у.к.;
№ ООН 3082 Вещество, опасное для окружающей среды, жидкое, н. у.к.
Маркировочный знак веществ, перевозимых при повышенной температуре
Данный знак размещается на транспортной единице в случае, для веществ:
№ ООН 99 3257 ЖИДКОСТЬ ПРИ ПОВЫШЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ, Н.У.К., перевозимая при температуре не ниже 100°С, но ниже ее температуры вспышки (включая расплавленные металлы, расплавленные соли и т. д.).
№ ООН 99 3258 ВЕЩЕСТВО ТВЕРДОЕ ПРИ ПОВЫШЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ, Н.У.К., при температуре не ниже 240°С Знаки опасности (информационные табло, ромбы) Определить знак опасности соответствующий классу опасности нужно при помощи таблицы А колонка (5) "Знаки опасности".
Качественная светоотражающая маркировка также важна, как и хорошие дороги. Безопасных Вам рейсов!